Столица без ларьков: стала ли Москва красивее?

Почти полгода столица России живет без торговых павильонов у метро. DW спросила москвичей, довольны ли они новым обликом города и испытывают ли неудобства из-за отсутствия киосков.

На улицах Москвы

Проливной дождь в Москве заставил прохожих возле станции метро "Арбатская" сбиться в тесную кучку под козырьком. Сквозь стену воды можно было разглядеть перед входом в метро пустое пространство, напоминающее небольшой песчаный пляж - место, где раньше было двухэтажное кирпичное здание, в котором располагался ресторан "Шеш-беш".

Цветы и шаурма

"Как вы относитесь к тому, что снесли торговые павильоны?", - спрашивает корреспондент DW. "Я как раз подумала, что в них можно было бы купить зонтик", - отвечает молодая женщина. "Или зайти погреться, выпить кофе", - добавляет другая. А третья, которой в этот день посчастливилось взять с собой зонт, наоборот, довольна: "Стало гораздо просторнее, раньше тут было не протолкнуться из-за этого ресторана. Но все зависит от того, что будет дальше, если пространство облагородят, то я не против".


Московские улицы без киосков

Московские улицы без киосков


Пока что до облагораживания далеко: в большинстве точек, где раньше находились крупные торговые павильоны, сейчас ничего нет. Благоустроенными эти территории не назовешь, но и о планах их застройки власти Москвы пока ничего не объявляли.

Мнения обывателей по этому поводу разделились: одни считают, что, действительно, "стало симпатичнее", другие сетуют на практические неудобства. "Я в кафе днем бываю довольно редко, привык быстро перекусывать что-то на ходу, - говорит 58-летний Олег К.. - Недавно ехал в метро, вышел на "Сухаревской", думал купить хот-дог. Смотрю, а там их больше не продают. Проехал дальше до "Чистых прудов", вышел - там тоже ларьки снесли. Так я и остался голодным".

"Цветы, главная проблема - цветы!, - жалуется пенсионерка Ольга Н. - Недавно хотела подарить подруге букет на 65-летие. Думала, куплю по дороге, как раньше. Проехала через весь город - нигде не встретила ни одного ларька с цветами! Пришлось зайти в супермаркет купить ананас, хотя какая же это замена?"


Александр и Павел

Александр и Павел


У уличных музыкантов Саши и Паши, которые также прятались от дождя на станции "Арбатская", нет единого мнения. "Действительно, не нужен весь этот самострой", - говорит один из них. "Почему самострой? У них документы были", - возражает ему другой. "Липовые документы! Это ж все при Лужкове строилось", - парирует первый. "Какая разница, теперь вот шаурму негде купить", - сетует второй.

История и повседневность

Также разделились и мнения экспертов, оценивающих градостроительный смысл акции, которую журналисты в феврале 2016 года называли "Ночь длинных ковшей" - за несколько суток власти провели демонтаж более сотни торговых павильонов, мотивируя это тем, что их строительство в 90-е годы было незаконным.

Известный архитектурный критик Григорий Ревзин тогда напомнил в своем Facebook, что станции "Чистые пруды" и "Кропоткинская", возле которых, в частности, снесли ларьки - памятники архитектуры. "Cтроить рядом с ними категорически нельзя, так что разрешений на капитальное строительство там быть не могло по определению, по статусу это временные сооружения (20 лет), - написал искусствовед. - Никто, вероятно, не помнит, но в тот момент, когда эти сооружения появлялись у станций метро, все возмущались ничуть не меньше, чем теперь - портились наши лучшие станции".


Анна Гершович

Анна Гершович


Иного мнения придерживается школьный учитель истории Михаил Хрущев. Он уже много лет водит экскурсии по Москве, и торговые павильоны не вызывали у него раздражения: "Конечно, это не бог весть какая красота, но они успели стать частью городской жизни. Ведь город - это в первую очередь не здания, а люди. Многие москвичи успели привыкнуть к ларькам, у них появились свои маршруты, свои связи, знакомые продавцы, которых они видели каждый день".

Кроме того, напоминает Хрущев, далеко не везде ларьки портили уникальные произведения архитектуры: "Большая часть была демонтирована в спальных районах. Например, на станциях "Домодедовская" или "Коломенская" никакого архитектурного ансамбля нет. А для жителей этих районов, где и так немного магазинов, отсутствие торговли у метро стало еще одной причиной стресса".

Прошлое, которого не было?

Искусствовед, куратор галереи авангардного искусства "Пересветов переулок" Анна Гершович не верит в искреннее желание московской мэрии сохранить исторический облик города. "В двух шагах от метро "Чистые пруды", где снесли ларьки, сейчас точно так же сносят уникальное конструктивистское здание Таганской АТС, памятник авангарда 20-х годов". И это не единственный пример - на фоне громкой борьбы с ларьками в Москве по-прежнему идет тихая борьба с действительно ценными историческими зданиями, указывает искусствовед.

"Вот об этом надо думать! А если Собянин хочет восстановить исторический облик города, пусть лучше займется многочисленными особняками и бизнес-центрами в центре города. Они тоже построены при Лужкове, тоже на весьма сомнительных основаниях, и они действительно изуродовали город. Но об этом почему-то речь не идет", - говорит Анна Гершович. По мнению куратора, после сноса ларьков Москва стала выглядеть более "советской": "Много пустых пространств, мало жизни. Мне это сейчас чем-то напоминает город Минск".

А кинорежиссер Всеволод Бродский, наоборот, думает, что московские чиновники искренне пытаются восстановить воображаемое прошлое, которого на самом деле никогда не существовало.

"Им хочется, чтобы все было как в советском детстве - оно им представляется таким чистеньким, стерильным, как в игрушечном городе из мультика про Крокодила Гену. Но все это существует только в их воображении: когда напротив моего дома снесли ларек, за ним обнаружился старый трухлявый забор, очень некрасивый. Торговый павильон его хотя бы как-то прикрывал".

Источник